Report
Smartphones and the Y Generation

Portable gadgetry has become part and parcel of everyday routine and is firmly established in mass consumption. Researchers have made repeated attempts to study the specifics of smartphone use. However, such studies do not reveal the part played by the phone in the user’s social contacts. That is their main drawback. The use of the smartphone is inalienable from the practical context of communication and the establishment of social contacts, which largely determine the demand for the various functions of the gadget. Once they have become a necessary part of city life, smartphones impact and even shape everyday situations in offices, public transport and catering, etc.

 

To demonstrate a different approach and elaborate a well-grounded model allowing precise description of “mobile consumption” and the user/gadget interaction format was the task we posed ourselves. We aimed to see how smartphones are used in everyday life, and which of their functions, options and apps are in the greatest demand in routine practice. Evidently, it was not enough to simply enumerate the basic functions as correlated with users’ preferences.

For that, we use special narrative cameras fixed on the user with his/her consent to make, once in 30 seconds. 

Our approach bases on microsociology, which includes a wide range of the latest sociological concepts, such as frame analysis, converse analysis, ethnomethodological experiment, urban ethnography, etc. All these concepts share meticulous attention to the smallest details and accurate registration of the micro situations of contacts between people and with material objects, to which smartphones belong. To cross the limits of traditional analyses of the user/gadget interaction and see how the broader practical contexts or frames determine the use of smartphones, and reversely, is our main goal. It demands tracking the link between the use of the gadget and the user’s communicative specifics (e.g., their involvement in communication, character of urban trips, and necessity to share space with strangers in a restaurant, public transport vehicle, etc.). To put it differently, what matters is the objective social context of the user/gadget interaction, which necessarily “frames” the pattern of such interaction and sets its tone. Consequently, situations may differ depending on the everyday context of the user/gadget interaction because smartphones are not statically used but involved in micro episodes of routine social contacts. When the question of the specifics of smartphone use is posed this way, it spectacularly extends the range of possible solutions. Three interaction aspects are relevant to us:
— the gadget and the demand for its functions,
— the user and everyday contexts of smartphone use,
— the user’s contacts with other people.

 

In the first instance we use a tracker to record the user’s every movement and so learn what he does in everyday use of the gadget. The other task demands synchronous shadowing from the position of the user not the smartphone. For that, we use special narrative cameras fixed on the user with his/her consent to make, once in 30 seconds, shots of whatever is taking place. This allows us to see the smartphone with the user’s eyes. At the same time, the camera records everything that takes place around the user to tell us how and with whom he/she communicates, the character of communication, and how it impacts the use of the gadget. All told, we plan no less than 500 hours of ethnographic observation. The study of social situations in which a smartphone is used supposes the recording of users’ contacts with others in a broader context, so it is not limited to the original sampling as it takes the form of ethnographic monitoring on 10 appointed sites – public vehicles, restaurants, offices, etc. The use of micro-sociological methods and state-of-the-art electronic recorders help us observe a broader context of everyday smartphone use. We can say precisely who uses smartphones, how, when, why and in what situations.

This study was planned with a research team led by Victor Vakhstein of the Moscow Higher School of Social and Economic Sciences
Method setter: Pavel Stepantsov
Team members: Victor Vakhstein, Pavel Stepantsov, Ksenia Tkacheva and Kirill Puzanov

ORDER

Отчет
Cмартфоны и поколение Y

Мобильные устройства встроились в ритм повседневной жизни и прочно заняли свое место в структуре массового потребления. Исследователями уже неоднократно предпринимались попытки изучения особенностей обращения пользователей со своими смартфонами. Но главный недостаток этих исследований состоит в том, что они не позволяют увидеть то, каким образом обращение с аппаратом встроено в повседневные социальные взаимодействия пользователей с другими людьми. При этом использование смартфона плотно вписано в практические контексты общения и установления социальных контактов — именно они во многом предопределяют востребованность и частоту использования приложений и функций аппарата. Более того, становясь неотъемлемой частью городской жизни, смартфоны форматируют повседневные «порядки взаимодействия» в различных ситуациях: на работе, в общественном транспорте, в кафе и ресторанах и т.д.

 

Задача, которую мы перед собой ставили, заключается в том, чтобы продемонстрировать иной подход и выработать обоснованную модель, которая бы позволила точно описать характер «мобильного потребления» и вообще формат взаимодействия пользователя со своим устройством. Цель — понять, что люди делают со смартфонами в повседневной жизни, какие функции оказываются наиболее востребованными, какие опции и приложения чаще всего используются в повседневной практике. Очевидно, что для ответа на поставленные вопросы недостаточно простого перечисления базового функционала смартфонов в соотношении с предпочтениями пользователей.

Для этого мы будем использовать специальные фото-камеры narrative, которые с согласия испытуемого крепятся к нему и обеспечивают фотофиксацию всего происходящего каждый 30 секунд. 

В основе нашего подхода лежит микросоциология, которая включает в себя целый комплекс современных социологических концепций, таких как фрейм-анализ, конверс-анализ, этнометодологические эксперименты, этнография города и т.д. Все эти концепции объединяет одна общая черта — внимательное отношение к мельчайшим деталям и тщательная регистрация микросюжетов взаимодействия людей друг с другом и даже с объектами материального мира, к которым смартфоны и относятся. Главная задача в данном случае — выйти за пределы традиционного рассмотрения взаимодействия пользователя со смартфоном и понять, как более широкие практические контексты или «фреймы» определяют и определяются использованием смартфонов. Для этого необходимо проследить связь между характером обращения с устройством и спецификой взаимодействия пользователей с другими людьми (например, их вовлеченности в коммуникацию, особенностями перемещения по городу, необходимости находиться с незнакомыми в одном месте — общественном транспорте или кафе и т.д.). Иными словами, важен социальный и объективный контекст, в котором разворачивается взаимодействие пользователя со своим устройством. Этот контекст с необходимостью «фреймирует» порядок данного взаимодействия и задает тон, общий сюжет. Отсюда следует, что сюжеты могут различаться в зависимости от контекстов повседневного использования устройства — люди не просто статично используют смартфоны, применяя вписанный в них функционал, но и задействуют гаджет в микроэпизодах повседневного социального взаимодействия. Заданный таким образом вопрос об особенностях использования смартфонов заметно расширяет спектр возможных решений. Нас интересует три аспекта взаимодействия:
— со стороны самого аппарата и востребованности его функций,
— со стороны пользователя и повседневных контекстов его обращения со смартфоном,
— со стороны порядков взаимодействия пользователя с другими людьми.

 

В первом случае будет применяться специальное приложение-трекер («надстройка» над программным обеспечением телефона), которое позволит нам фиксировать каждое действие, совершаемое пользователем в своем смартфоне. Мы сможем точно узнать, что именно делает человек, когда ежедневно использует гаджет. Для разрешения второй задачи потребуется синхронное слежение, но уже с позиции самого пользователя, а не смартфона. Для этого мы будем использовать специальные фото-камеры narrative, которые с согласия испытуемого крепятся к нему и обеспечивают фотофиксацию всего происходящего каждые 30 секунд. Это позволяет нам посмотреть на смартфон глазами самого пользователя. В то же время камера регистрирует все происходящее вокруг человека, снимки могут рассказать нам о том, как и с кем коммуницирует в этот момент сам пользователь, каков характер этой коммуникации, и как он влияет на формат пользования устройством. Всего планируется провести не менее 500 часов этнографических наблюдений. Исследование социальных ситуаций использования смартфонов предполагает охват более широкого контекста взаимодействий пользователей смартфонов с другими людьми. Поэтому оно не привязано к изначальной выборке пользователей и производится посредством этнографических наблюдений в 10 отобранных точках (в общественном транспорте, в кафе, на работе и т.д.). Таким образом, благодаря применению микросоциологической методологии и современных электронных средств фиксации, мы сможем охватить более широкий контекст повседневных практик использования мобильных устройств. Мы сможем точно говорить о том, кто, как, когда, почему и в каких ситуациях потребитель использует смартфон.

Данное исследование разработано вместе с научной группой под руководством Виктора Вахштайна (Московская Высшая школа социальных и экономических наук)
Автор методологии: Павел Степанцов
Состав группы: Виктор Вахштайн, Павел Степанцов, Ксения Ткачева, Кирилл Пузанов

ЗАКАЗАТЬ